Всё про грузоперевозки. Как перевозят нестандартные и уникальные грузы

В компании, перевозящие нестандартные грузы, обращаются тогда, когда другие помочь не могут. Или это очень тяжелый и негабаритный груз, или его нужно доставить срочно, или довезти в труднодоступное место. Типичные нестандартные грузы: автомобиль Bentley 1928 года, огромный генератор и жираф.

грузоперевозки

Современные технологии позволяют доставить хоть слона, хоть кита, хоть целый зоопарк. Главное — создать нужные условия. Обслуживание ралли, в том числе Париж-Дакар, — тоже перевозка. Возят и спортивные самолеты, и даже яхты. А как, например, доставляют 120-тонный ротор генератора с завода в Германии на плотину в Австралии?

Нехитрые приспособления. Немного изистории перевозок

До промышленной революции стандартным было все, что можно навьючить на лошадь или положить в телегу. Нестандартные перевозки заказывали в основном архитекторы: например, им нужно было переместить на большие расстояния многотонные каменные блоки или изваяния идолов. Но серьезных технических решений это, как правило, не требовало. Под идола клали деревянные катки, впрягали побольше тягловой силы, включая людей, ставили снаряженного кнутом погонщика — и тащили с песнями к месту установки.

Эта технология благополучно прожила аж до середины XIX века. В 1819 году огромный колокол весом 65 тонн для Успенского собора Кремля тянули 40 коней, запряженных в сани по четыре в ряд. К обеим сторонам саней были привязаны канаты со 160 лямками — для двуногих помощников. Примерно так же доставляли к месту установки огромные колонны Исаакиевского собора в Петербурге: сначала вручную к воде, там — на баржу, которую тянули два парохода, затем с помощью нехитрых подъемных приспособлений колонны сгружали, и дальше — снова вручную.

Но с развитием техники на помощь человеку стали приходить все более мощные механизмы. Сегодня самые передовые из них позволяют поднять, погрузить и очень быстро доставить в любую точку земного шара практически любой груз.

Одной из самых сложных задач в истории перевозок была доставка 120-тонного зеркала диаметром 6 м для Зеленчукской астрономической обсерватории. Транспортировка этого уникального изделия высоко в горы требовала особой деликатности. Зеркало ехало в специальном контейнере, заполненном ртутью. Прицеп для перевозки был идеально ровным — максимальный прогиб под усилием 120 тонн не должен был превышать 3 мм. Платформу длиной 21 м тянул мощный тягач «Ураган». Сзади с опущенным ножом следовал бульдозер: если бы автопоезд начал соскальзывать вниз, он уткнулся бы в «лопату». Когда угол наклона горной трассы увеличился, вместо бульдозера поставили второй «Ураган», начавший подталкивать прицеп сзади.

Супертягачи и суперкраны

Работа для супертягачей — доставка сверхтяжелых грузов по земле. В числе самых тяжелых механизмов, созданных людьми, — космические ракеты. Стартовый вес ракетного комплекса «Энергия» — более 2 тыс. тонн, примерно столько же весит и американский «Сатурн-У». Такую махину нужно как-то привезти к месту старта. На Байконуре для этого применили специальную железнодорожную платформу. У нее 32-осные колесные тележки, ее ширина составляет 30 м (половина средней ширины московского Садового кольца), длина около 60 м, и едет она по двум железнодорожным путям одновременно. В США для подобной цели используется гусеничный супертягач. Задача обеих конструкций — доставить ракету к месту старта так, чтобы она точно заняла положенное место на стартовом столе.

Возить грузы по дорогам несколько проще

Самый большой в мире магистральный тягач MAN TG-A рассчитан на буксировку 250-тонных прицепов. А загрузить такой прицеп можно с одного раза: самый большой автокран в мире поднимает 750 тонн груза. Этот гигант немецкой фирмы Liebherr имеет 190-метровую стрелу и 16 колес, причем все (!) они — ведущие.

Грузы в небе

Самолет, который возит грузы, иногда тоже нужно возить. Например, если он пока не может летать сам. Именно для транспортировки дегалей своих самолетов компания Airbus разработала грузовой самолет A300-600ST, известный в мире как «Белуга». Заводы компании расположены по всей Европе, и собранные фюзеляжи и крылья удобнее всего доставлять по воздуху. Но преимущества уникальной машины оценили и другие заказчики. В 1999 году она перевозила модули Международной космической станции. А в 2000 году в специальном герметичном контейнере, где поддерживалась постоянная температура, самолет доставил из Парижа в Рим груз уникальных картин XVII века. «Белуга» не самый грузоподъемный самолет, но самый вместительный. Объем его грузового отсека — 1,5 тыс. кубомегров.

В СССР гоже создавались подобные машины. Самой большой из них считается Ан-225 «Мрiя» — шестидвигательный гигант со взлетным весом 600 тонн. Этот самолет строили для перевозки «Бурана»: космический челнок должен был закрепляться на верхней части фюзеляжа. Сейчас ставшая украинской «Mpiя» считается самой грузоподъемной машиной на планете: она может перевозить в одном полете до 250 тонн. Поднять, например, паровую турбину весом 200 тонн не сможет ни один другой самолет.

Негабаритный груз — это всегда большая работа для инженеров компании-перевозчика. Его необходимо расположить в самолете и закрепить таким образом, чтобы вес груза относительно равномерно распределился по грузовому отсеку. Важно точно рассчитать центр тяжести груза, чтобы самолет успешно взлетел. Для всего этого инженеры разрабатывают и заказывают множество специальных крепежных устройств.

Национальная гордость

Во многом благодаря советским разработкам Россия остается абсолютным лидером в перевозке нестандартных грузов. Сегодня Ан-124 «Руслан», который создавали для советской армии, возит самые удивительные и необычные грузы. Главный эксплуатант этих машин — транспортная компания «Волга-Днепр». Среди ее заказов — перевозка из Абу-Даби (ОАЭ) в Швейцарию 52 тонн золота, доставка сборочного конвейера для двигателестроительного завода и 100 тонн кинооборудования для съемок «Звездных войн», включая макет космического корабля, перевозка раритетных автомобилей Bentley. Возили и целый поезд метро (для этого на аэродроме даже пришлось прокладывать рельсы), и главную рождественскую ель США из Канады в Нью-Йорк, и даже целый зоопарк (крокодилов, гиппопотамов, зебр и жирафов) из Праги в Индонезию. На «волго-днепровских» самолетах доставляли сценическое оборудование Пола Маккартни и машины для авторалли, дельфинов из океанариума и спортивные самолеты, огромные химические реакторы и океанские яхты... Сегодня каждый второй полет с нестандартным грузом выполняют россияне: ведь мы действительно умеем делать это пока лучше всех в мире.

Что нужно сделать, чтобы доставить слона

Чтобы переправить на другой конец света негабаритный груз, нужно проделать массу работы. Допустим, это будет слон...

схема грузоперевозки слона

  1. Упаковать или зафиксировать груз. Иногда нужна специальная тара.
  2. Перевезти в аэропорт. Часто для этого требуется спецтягач.
  3. Подготовить к погрузке. Часто для погрузки используются уникальные приспособления.
  4. Подготовить самолет. Для слона, например, правильно создать микроклимат.
  5. Закрепить слона внутри самолета, чтобы машина не разрушилась под весом животного.

На чем возят нестандартные грузы

Все эти устройства, о которых пойдёт речь ниже, созданы специально для перевозки нестандартных и уникальных грузов по земле и по воздуху.

грузовой самолет Ан-124 Руслан

Отечественный Ан-124 «Руслан» перевозит половину всех нестандартных грузов в мире. Грузоподъемность самолета в модернизированном варианте 150 тонн. Конструкция позволяет совершать посадки на грунтовых аэродромах, а значит — доставлять грузы в самые труднодоступные места.

Грузовой самолет А-300 Super Transporter Европейский А-300 Super Transporter создан на базе обычного пассажирского аэробуса А-300, но в результате получился уникальный самолет с самой вместительной в мире грузовой кабиной. Главный грузовой отсек A300-600ST имеет длину 37,7 м, при этом диаметр его поперечного сечения составляет 7,1 м. Он позволяет перевозить до 1500 кубометров груза.
грузовой самолет Ан-225 Мрiя

Советский Ан-225 «Мрiя», что по-украински значит «мечта», создавался как сверхтяжелый военно-транспортный самолет и носитель челнока «Буран». Однако сейчас это самый грузоподъемный самолет в мире. Размах его крыла 88 м, длина — 84 м. На сегодня в мире эксплуатируется один такой самолет, еще один достраивается.

транспортный вертолет Ми-10К

Советский вертолет Ми-10К создавался специально для транспортировки негабаритных грузов. Он мог свободно поднять автобус, сельский дом или опору ЛЭП. Груз крепился на специальную платформу под высоким шасси. Длина вертолета составляла 33 метра, мощность двигателей — 9700 КВт, скорость — 260 км/ч, грузоподъемность — 14 тонн.

дорожный тягач MAN TG-A Немецкий MAN TG-A, рассчитанный на буксировку 250-тонных составов, — самый мощный дорожный тягач в Западной Европе. Его двигатель V10 развивает мощность 660 л.с.
Автокран Liebherr LG1750 Автокран Liebherr LG1750 (ФРГ) поднимает 750 тонн груза при семиметровом вылете стрелы. Саму стрелу перевозят отдельно от крана и монтируют по частям; ее верхушка достигает высоты 140 м, а со специальным удлинителем — 191 м. На машине стоят два двигателя: 600-сильный агрегат приводит в движение автомобиль, 544-сильный — крановую установку.
8-гусеничный тягач фирмы Марион 8-гусеничный тягач фирмы «Марион», США. Используется для доставки ракет на стартовую площадку космодрома на мысе Канаверал, США. Размеры тягача 40x34,7 м, стоимость $12 млн. Загруженный поезд весит 8165 тонн. На Байконуре для тех же целей используется специальная железнодорожная платформа.

6 звеньев цепочки доставки грузов

Заказчики обращаются к транспортному брокеру — посреднику между заказчиком и перевозчиками. Тот нанимает фор-вардера — компанию, которая доставляет груз до аэропорта, где его получает хендлинговое агентство. Оно занимается «обработкой груза» на территории аэропорта: с помощью наземного оборудования (кранов, погрузчиков, трейлеров) хендлинговое агентство доставляет и устанавливает груз в положение для загрузки. Далее в работу включается сам перевозчик. Его задача — составить схему и технологию загрузки-выгрузки груза — лоуд-план. При перевозке уникальных грузов в этой работе участвуют инженеры-конструкторы, инженеры-прочнисты и другие специалисты. Результатом их работы и становится лоуд-план, в котором указаны: условия подготовки груза, необходимая швартовка, центровка самолета, перечень оборудования для погрузки-выгрузки и т. п. Лоуд-план направляется экипажу самолета. Загрузку (и выгрузку) груза непосредственно в самолет осуществляет технический экипаж самолета с помощью специальных устройств. Так, Ан-124-100 имеет систему «приседания», которая позволяет уменьшать высоту и наклон грузовой кабины самолета.

По материалам статьи Дмитрия Назарова, журнал "Всё ясно" (30/2005).