10 знаковых вещей созданных итальянской промышленностью

Итальянский промышленный дизайн — это как японская анимация, бродвейские мюзиклы или грузинские хачапури. Выбрать среди созданного итальянскими дизайнерами за десятилетия 10 лучших вещей — задача, не имеющая решения. К вашему внимнию подборка из 10-ти вещей от итальянских дизайнеров, которые стоит узнавать в лицо.

1. Мотороллер VESPA

Мотороллер Vespa

VESPA — слово, которое знакомо даже тем, кто равнодушен и к итальянскому дизайну, и к этой стране вообще. Мотороллер, созданный авиаинженером Коррадино д’Асканио в 1946 году во Флоренции, прекрасен, как все флорентийское. Настолько, что именно этому, в сущности, очень простому устройству удалось превратить заурядное средство передвижения для тех, у кого нет денег на автомобиль, в икону стиля. Тот, самый первый скутер Farobasso стал родоначальником многих поколений мотороллеров семейства Vespa — включая легендарные модели Vespa 50 в различных модификациях и Primavera, на которой европейская модная молодежь из шумных 1960-х въехала в золотые 70-е.

2. Печатная машинка Olivetti Valentine

Печатная машинка Olivetti Valentine

OLIVETTI — до начала компьютерной эры это имя для европейских клерков было тем же, чем сегодня стало Apple. В 1959-м основатель компании Адриано Оливетти пригласил на работу дизайнера Опоре Сопсасса — и не прогадал: Сопсасс превратил скучную конторскую технику в объект желания, а через 10 лет выпустил под брендом Olivetti свой opus magnum - красно-оранжевую печатную машинку Valentine. Потребителям она понравилась не только благодаря запоминающемуся дизайну в стиле поп-арт, но и тем, что заслуженно снискала славу долгожительницы. А сам Сопсасс впоследствии основал группы «Мемфис» и Sottsass Associati, став настоящим гуру итальянского промдизайна.

3. Гейзерные Кофеварки Bialetti

Гейзерная Кофеварка Bialetti

BIALETTI среди гейзерных кофеварок — то же, что ксероксы среди копировальных аппаратов или скотч среди других видов клейкой ленты. Было бы справедливо, если бы мы называли любую гейзерную кофеварку словом «биалетти». И за каждой чашечкой кофе вспоминали имя создателя устройства, позволяющего приготовить самый настоящий эспрессо без кофемашины. Впрочем, создателей было двое: еще в 1933 году инженер Луиджи де Понти придумал принцип действия гейзерной кофеварки, а Альфонсо Биалетти подыскал ей подходящую форму. Два блестящих восьмигранника, тонкая «талия» и острый носик — собственно, и сегодня большинство гейзерных кофеварок выглядит именно так.

4. Littorina Autarchica — велосипед с деревянной рамой

Littorina Autarchica велосипед с деревянной рамой

AUTARCHICA значит «самодостаточность». Довольно неожиданное название для велосипеда, но Littorina Autarchica — особый случай. Создать двухколесную машину с деревянной рамой туринскую компанию Vianzone в 1935 году подтолкнули экономические санкции, которые Лига Наций наложила на Италию за вторжение в Эфиопию. Итальянская промышленность осталась без поставок металлов и была вынуждена искать им замену. Оливковая рама этого велосипеда несколько лет назад породила целую серию вариаций на тему: Woobi от Маттео Дзуньони во многом повторяет легендарного предшественника, а другая итальянская новинка, CWBike, сочетает в себе ясеневое дерево со сверхлегким карбоном.

5. Кресло DONNA UP5

Кресло DONNA UP5

Кресло было придумано дизайнером Гаэтано Пеше, — настоящая «золушка» итальянского индустриального дизайна. Созданное в 1969-м, оно, казалось, было обречено на успех (все было при нем — и эффектная форма, и смелая раскраска, и модный полиуретан в качестве материала, и вакуумная упаковка, тогда выглядевшая приветом из будущего), но по-настоящему оно вошло в моду намного позже. Звездный час красного или психоделиче-ски-полосатого кресла настал в 2002-м, после того как оно неоднократно появилось в кадре британской версии шоу «Большой брат».

6. Светильник Parentesi

светильник Parentesi

PARENTESI — наглядное доказательство того, что прорывом в дизайне порой может стать полное пренебрежение к поиску эффектной формы. Во всяком случае, с первого взгляда легендарный светильник Parentesi производит именно такое впечатление. На самом деле лампочка, которая ездит по леске, протянутой от пола до потолка, — плод труда сразу двух итальянцев: Пио Манцу стал автором концепта, а его друг и коллега Акилле Кастильони довел первоначальную идею до ума и представил детальные эскизы компании Flos.

7. Чайник «9091» от компании Аlessi

Чайник 9091 компания Аlessi

ALESSI, компания, основанная в 1921 году в итальянском Пьемонте, за долгие годы своего существования получила второе, почетное имя — «фабрика дизайна», так что никакой обзор главных достижений итальянской дизайнерской мысли не обходится без ее упоминания. Команда Alessi умеет превратить в шедевр даже самую простую вещь — например, обыкновенный чайник «9091», придуманный в 1982 году дизайнером Рихардом Заппером, впечатляет своей лаконичной формой. Но, по словам самого создателя, не это в нем главное: двойной свисток «9091» выводит ноты «си» и «ми» — не раздражая слух, но привлекая внимание.

8. Диванная система And

Диванная система And от Фабио Новембре

AND — это та самая вещь, благодаря которой дизайнер из Милана Фабио Новембре снискал славу человека-праздника. Вряд ли эту гигантскую, мягкую на ощупь спираль, призванную выполнять функции то ли скамейки, то ли дивана, то ли целого чилл-аута, мог придумать человек, не проводящий каждый уикенд на шумных вечеринках. С момента создания концептуального предмета обстановки прошло 13 лет, и теперь уже трудно сказать, кто же из них настоящий завсегдатай вечеринок — то ли сам заметно повзрослевший Фабио Новембре, то ли его детище.

9. Лампы Bourgie

Лампа Bourgie от Ферруччо Лавиани

BOURGIE — пожалуй, самый иллюзорный шедевр, созданный итальянскими индустриальными дизайнерами. Глядя на нее, трудно с первого взгляда понять, существует ли лампа в реальности или это только световая проекция в пространство. Еще одна иллюзия — ее возраст: Bourgie до сих пор числится в списке итальянских индустриальных новинок, а между тем в прошлом году творение Ферруччо Лавиани отметило свой первый юбилей - 10 лет. А ее вид и сумасшедшая популярность — явное доказательство того, что тот стиль, который так любил Джанни Версаче, похоже, намного пережил своего создателя.

Кресло PROUST от Алессандро Мендини

Кресло PROUST

Кресло не случайно носит имя писателя Марселя Пруста. Работая над его вальяжным обликом, дизайнер Алессандро Мендини отправился в поисках утраченного времени в эпоху самого Пруста. И обнаружил там необарочные кресла и диваны, которыми увлекались хозяева тогдашних модных салонов. А заодно и пуантилистские холсты Поля Синьяка — и их, недолго думая, пустил на обивку своего кресла. Оно и сегодня выглядит довольно современно — настолько, что дату его создания (1972 год) можно узнать, только заглянув в энциклопедию.